Виды, свойства и функции ощущений

Ощущение – это психологический процесс отражения отдельных св-в и качеств объектов окр. мира.

Они обеспечивают чувственное познание мира. На процессе ощущения основаны более сложные когнитивные процессы. Ощущения всегда опосредствованы знанием. В ощущениях отражаются объективные качества объектов (t°,вкус,запах), их интенсивность и продолжительность. Ощущения обеспечивают сбор сенсорного материала, на основе чего строятся психические образы.

По критерию расположения рецепторов:

1. экстерорецептивные (на поверхности тела) – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2. интерорецептивные (во внутр. органах) – внутренние болевые, вибрационные;

3. проприорецептивные (в мышцах, связках и сухожилиях) – статические, двигательные.

По критерию модальности анализаторов:

1. зрительное ощущение

ощущение света (перепад яркости) и цвета (хроматические и ахроматические цвета). Рецептор – сетчатка глаза. Колбочки – чувствительны к ЭМ-волнам разной длины – цветное зрение. Палочки – сумеречное зрение. Корковая часть зрительного анализатора находится в затылочной области (17 поле) коры ГМ, кот. работает по экранному принципу.

2. вкусовые ощущения – комбинация 4-х вкусов (горький, соленый – корешок языка, кислый – края языка, сладкий – кончик). Раздражители – хим. в-ва, растворенные в слюне или воде. Корковый отдел – височная область.

3. кожные ощущения

а)тактильные (ощущения прикосновения, давления), рецепторы – многочисленны на языке и кончиках пальцев;

б) ощущение тепла (терморецепторы на коже) – больше рецепторов на пальцах и языке;

в) болевые – больше всего рецепторов на спине, щеках. Вызываются температурными, механическими и химическими

воздействиями, кот. могут достигать такой интенсивности, что способны разрушить организм;

г) ощущение холода – больше рецепторов на шее, пояснице, щеках, носу.

4.органические ощущения – связаны с интерорецепторами – сытость, голод, удушье, тошнота, боль и т.д.

У некоторых животных есть другие сенсорные системы. Змеи находят добычу, улавливая тепловые инфракрасные лучи; некоторые обитатели моря распознают электрические сигналы, исходящие от их врагов, жертв или представителей собственного вида. Слоны слышат инфразвуковые сигналы, а дельфины – ультразвуковые. Летучие мыши обладают ощущением, связанным с эхолокацией, они используют собственный писк – это помогает им ориентироваться в темноте.

В ощущениях отражается следующая информация об окружающем мире: тепло и холод, запахи и вкус, гладкость и шероховатость, свет и темнота, тишина, громкие, резкие звуки и многие другие качества, признаки, свойства окружающих предметов и явлений.


Реформа белорусской общеобразовательной школы
Реформа общеобразовательной школы обусловлена, преж­де всего, трансформацией социально-экономической струк­туры общества, поворотом к рыночной экономике, изме­нениями в политической сфере белорусского общества. Основная цель этой реформы состоит в переводе обще­образовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистиче ...

Педагогическая деятельность как созидание личности
Педагогическая деятельность — это особый вид соци­альной деятельности, направленный на воспитание чело­века, на создание условий для развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педаго­гическое мастерство и даже искусство, где большое значе­ние имеют индивидуальные качества педагога, его духов­ность, нравс ...

Общекультурное значение педагогики
В истории развития общества складывались разные па­радигмы (примеры, образцы, модели) образования и воспи­тания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность: • Знаниевая парадигма — ориентирует образование и воспитание, главным образом, на усвоение знаний. • Культурологическая парадигма — в большей степени ор ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru