Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой
теорииСтраница 3
1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.
2. Проверьте, связаны ли логическим переходом эти слова-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.
3. Выпишите слова на отдельный лист и подчеркните опоры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, подчеркнутые красным и синим цветом).
4. Составьте с ним рассказ и воспроизведите слова на другом листке.
5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в воображении).
6. Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизводите текст. После отработки таким образом 30-60 страниц текста процесс начинает выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.
Так как продуктивному развитию памяти младших школьников на языковой теории способствует проведение анализа звучащей речи, работа со схемами и таблицами, то мы поощряли младших школьников в процессе чтения отрывка рассматривать и вспоминать книги, иллюстрации из которых читается отрывок. В ходе данной работы ребята уже не только охотно слушают, но и переживают, и запоминают услышанное.
На каждом занятии мы использовали тренировочные «зарядки» с одним или двумя предложениями.
Для этого проводилась следующая работа над предложениями:
Предложение, записанное на доске, прочитывается вслух учителем, для осознания смысла детьми.
Обучающиеся читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам.
Читают предложение по слогам про себя.
Просматривают его, чтобы глаза запомнили.
Закрывают глаза и мысленно крупно “пишут” каждое слово.
Запись предложения в тетрадь.
Проверка от последнего слова к первому.
Таким образом, на формирующем этапе эксперимента мы провели работу по развитию памяти в процессе изучения языковой теории. В приложении 3 представлены разработки серии занятий данного этапа эксперимента.
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование испытуемых. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня развития памяти испытуемых. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике приведены в таблице 2. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития памяти испытуемых.
Таблица 2
Показатели уровня развития памяти на контрольном этапе эксперимента
Уровень развития памяти |
Количество наблюдений |
% |
Низкий |
0 |
0 |
Средний |
7 |
70 |
Высокий |
3 |
30 |
Для наглядности показатели уровня развития памяти на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 1.
Рис.1 Уровень развития памяти на контрольном этапе
Оценка динамики изменения уровня развития памяти на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлена в таблице 3.
Таблица 3
Показатели уровня развития памяти на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень развития памяти |
Констатирующий этап (%) |
Контрольный этап (%) |
Низкий |
30 |
0 |
Средний |
57 |
70 |
Высокий |
13 |
30 |
Интерпретация результатов
По результатам исследования получается, что основная масса учащихся 2-го и 3-го класса имеет средний уровень развития словесно-логического мышления.
Как видно из таблицы 3, показатели успешности выполнения заданий теста учащихся 2-го и 3-го класса незначительно отличаются.
Таблица 3. Общие показатели результатов выполнения заданий по ...
Анальная фаза
За оральным периодом следует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности.
При созревании, в течение второго года, анальная эрогенность все ...
Определение путей
формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях
Прежде чем задаться вопросом: какими характеристиками должна обладать личность в современных российских условиях, обратимся к социологическим воззрениям М.Вебера как основоположнику теории современного капитализма.
Современный капитализм у Вебера - это неизбежное следствие исторического развития Европы, и пути назад к патриархальным об ...