Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой
теорииСтраница 2
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности [13, с.459]. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который влияет положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого урока необходимо подбирать специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Задания для основной части урока подбираются с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта применяется многократное выполнение заданий одного типа. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий нужно стремиться обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней направленности.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос: чем же мы занимались и чему научились на данном уроке
Существенными особенностями занятий с младшими школьниками должно являться включение игровых, соревновательных элементов, поддержание доброжелательной, заинтересованной атмосферы, организация коллективной работы, налаживание сотрудничества с детьми. Это позволяет проводить занятия на высоком познавательном уровне, поддерживать деловую и в то же время свободную атмосферу.
Прежде чем использовать приемы и виды деятельности по коррекции и развитию памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории, важно владеть психологически комфортной обстановкой на уроках, атмосферой психологической защищенности ребенка и учителя.
Обеспечивается эта психологическая защищенность несколькими способами.
Во-первых, это система правил, которые изначально постепенно вводит в учебный процесс учитель.
Правила могут звучать следующим образом:
1. Любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется.
2. Все конфликтные ситуации обучающиеся решают между собой, по возможности без специального посредничества учителя, в случае необходимости конфликт может обсуждаться в классе, но ответственность за его разрешение несут участники конфликта. Таким образом, изживается ябедничество, апелляция к взрослому в детских ссорах.
3.Запрещено только то, что может повредить другому человеку, обидеть его, травмировать или помешать ученикам из других классов. Например, не следует кричать, потому что рядом идут уроки, потому что у твоих одноклассников и учителя может заболеть голова от шума и крика.
Во-вторых, кроме предъявленных ученикам правил, психологическая защищенность на уроках обеспечивается активным участием детей в организации деятельности на уроке.
Рефлексия, обсуждение с детьми, что им понравилось и не понравилось на уроке, что было новым для них, что они открыли нового в себе, обеспечивают взаимную ответственность за происходящее на уроке; задаются вопросы, направленные на взаимосвязь рефлексии детей и педагога: “Как вы думаете, а что мне понравилось (не понравилось) сегодня на уроке? Что удивило? Как вы это узнали?” [20, с.632].
На уроках русского языка сочетаются и чередуются разные виды деятельности, развивающие память младших школьников с нарушением интеллекта, поэтому ученики не устают и не скучают. Игровые формы на уроках русского языка, способствующие развитию памяти, снимают, предупреждают опасения детей, обеспечивают их уверенность в себе, стимулируют активность. Учитель “на равных” учувствует в играх. Прыгает и бегает, когда это требуется по роли, он делится с детьми своими чувствами: личностно открыт для них.
Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего материала. Затем обучающиеся начинают чередовать прочитывание с произведением.
Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строкам.
Невербальные элементы коммуникации
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образ ...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его ...
Особенности общения в арабских странах
В мусульманском мире считается неприличным, если иностранец обращается с вопросами или просьбами к женщине. Важно помнить, что в этих странах все контакты и деловые обсуждения ведутся с мужчинами.
Арабское понимание этикета запрещает прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным. Арабы во время беседы избегают суетливости, поспе ...