Специфика личностного развития современных мужчинСтраница 2
Маскулинность – особая социальная идентичность, которая существует исключительно в определенном социуме и изменяется вместе с ним (Здравомыслова Е.,2002).
В современной науке существует четыре парадигмы маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая, пост-модернистская.
Так, согласно биолого-эволюционному подходу, мужчина более способен переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он должен заботиться о внешних делах. Вследствие разной нормы реакции у мужчин выше находчивость, сообразительность, изобретательность. Некоторые особенности поведения мальчиков имеют психофизиологические корни (Кон И.С., 2002). Более высокий уровень обмена веществ делает мальчиков физически более энергичными и активными. Кроме того, мальчики более возбудимы и труднее поддаются внешнему контролю.
Психоаналитический подход делает акцент на том, что развитие мальчиков происходит на основе их осознания своих отличий от матерей, поэтому они должны сформировать свою мужскую идентичность отрицательно, путем отдаления от матери и формирования чувства самости как чего-то независимого, автономного и индивидуального. Это достигается с помощью отрицательных реакций – эмоционального отчуждения от женщин и утверждения своего мужского превосходства. При этом мальчики усваивают те компоненты маскулинности своего отца, которые, как они боятся, могли бы быть направлены против них. В процессе формирования личности мальчика у него появляются специфические мужские страхи и коммуникативные тревоги, от степени и способа преодоления которых зависит характер и особенно психосексуальные свойства взрослого мужчины. Психоанализ показал, что компоненты мужской идентичности внутренне противоречивы и ведут к психосексуальным нарушениям.
Социально-психологическая и пост-модернистская парадигмы считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.
Лично мы придерживаемся первых двух парадигм и считаем, что на самом деле важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин являются объективной данностью, а культура лишь оформляет и регулирует их проявления.
Следует отметить, что маскулинность не является унитарной чертой, мужчина с высоким показателем маскулинности по одной шкале может иметь низкий показатель по другой шкале. Другими словами, маскулинность и связанные с нею социальные ожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли. Согласно психоанализу, маскулинное самосознание и поведение являются продуктами подражания и идентификации с конкретным мужчиной – отцом или его символическим образом. Взрослые сознательно прививают детям, особенно мальчикам, нормы и представления, на которые они должны ориентироваться. Исходя из этого слово «социализация» понимается как то, что мальчики становятся тем, что они есть в результате взаимодействия с себе подобными.
Помимо рассмотренных подходов выступающих «за» маскулинность, существует и пост-структуралистский анализ, где маскулинность переплетается с расовыми, сексуальными, классовыми отношениями и изучается феномен «третьего пола» и гомосексуальности. В рамках этого подхода Коннелл говорит о том, что не существует единого образа маскулинности, который обнаруживается всюду. Внутри одной и той же школы, места работы будут разные пути разыгрывания маскулинности. Например «гегемонная» маскулинность характеризует лишь мужчин, стоящих на вершине гендерной иерархии. Вообще, психологами было замечено, что мальчики и мужчины представляют окружающим заведомо ложные, нереальные образы Я и возникает впечатление «делания гендера» (Ш. Берн, 2002).
Особенности внимания младших
школьников с ЗПР
С самого начала углубленного комплексного изучения причин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изучения детей, имеющих ЗПР, которые по данным специальных эпидемиологических исследований составляют не менее 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении, нарушения целенаправленного внимания занимают первое место. Эти ...
Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.
На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:
1. уровень разв ...
Нарушение исполнительных функций
Современные исследования дают возможность предположить в качестве первичного компонента расстройства - нарушение исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти.
По своему типу этот дефицит напоминает лобный синдром у взрослых. Это позволяет предполагать определённую дисфункцию лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в ...