Подходы к изучению девиантного поведения
Страница 3

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования показали связь ранней родительской депривации и девиантного поведения в подростковом возрасте у мальчиков. По отношению к подросткам с отклоняющимся поведением, но без признаков депривации, у мальчиков основной группы достоверно чаще встречаются делинквентность, алкоголизация/наркотизация и саморазрушающее поведение с ущербом для нравственного развития (СПУНР). В результате многофакторного анализа оказалось, что делинквентность/наркотизация и СПУНР/время начала проявлений девиантного поведения формируют факторы у подростков с депривацией в раннем детстве и отклоняющимся поведением. У подростков с отклоняющимся поведением и без депривации структура факторных групп иная: 1-й фактор - бродяжничество/ суицидальное поведение/делинквентность/СПУНР; 2-й фактор - время начала проявлений девиантного поведения/токсикомания. Кроме того, максимальная нагрузка у мальчиков основной группы падает на факторы делинквентности и СПУНР, тогда как у подростков без депривации это - бродяжничество и токсикомания.

При сравнении депривированных в раннем возрасте мальчиков с нормальным интеллектом и подростков с легкой степенью умственной отсталости также оказалось, что структура факторных групп разная. Наиболее весомым у олигофренов является фактор делинквентности/бродяжничества.

При отсутствии отца в возрасте с 3- до 18-месячного возраста у мальчиков и юношей девиантное поведение проявлялось наиболее часто (рисунок, а). Чем тяжелее проявления отклоняющегося поведения, тем более выражена отцовская депривация. Например, отец 18-летнего В.А. утонул, когда мальчику было три месяца. У В.А. отмечаются реакции протеста и эмансипации, приводящие к уходу из дома (РПЭПУ), СПУНР, делинквентность и суицидальное поведение.

У девочек с ранней родительской депривацией девиантное поведение достоверно проявлялось при воспитании в государственных учреждениях. Такая же тенденция отмечается, если девочка была удочерена после 1,5 лет, не достигающая, однако, статистически достоверного уровня. В этом случае, по-видимому, привязанность была окончательно сформирована к биологическим родителям, персоналу домов ребенка и не смогла трансформироваться в привязанность к новым родителям.

Девочки с отклоняющимся поведением (11 из 26) часто имели асоциальную мать, периодически оставлявшую их в раннем детстве на попечение других людей (частичная материнская депривация). Выраженность депривации и девиантного поведения у девочек статистически достоверна. Структура факторов при многофакторном анализе у девочек основной и контрольной групп также отличается. Несмотря на то, что по одной из иерархии факторов основной группы встречается или в первой, или во второй контрольной группе (см. таблицу), обращает на себя внимание наибольший вес 2-го фактора - "наркотизация/сексуальные расстройства". В I контрольной группе девочек вообще отсутствуют сексуальные расстройства (поэтому данный фактор не обрабатывался NCSS), а фактор наркоманического поведения имеет низкий вес. Эти девочки демонстрируют сплав делинквентности, агрессивности и суицидального поведения. У умственно отсталых наиболее весомы делинквентность и СПУНР. В целом распределение нагрузок факторов в контрольных группах девочек напоминает таковое у мальчиков с нормальным интеллектом и депривацией.

Результаты исследования свидетельствуют, что ранняя родительско-детская привязанность влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения.

Мальчики, воспитывавшиеся с раннего возраста без отца, не могут компенсировать свою агрессивность. Возможно, что в возрасте от 7 дней до 6-8 мес первого года формируется первичная привязанность к отцу, отсутствие которой привело исследованных нами мальчиков к саморазрушающему поведению с ущербом для нравственного развития. Не исключено, что в этом возрасте существует особый сензитивный период - привязанность к другим лицам (кроме матери). Если рядом с младенцем оказывается отец, то вторичная привязанность формируется к нему, если бабушка, старшая сестра или брат, то - к ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер ), одни свойства тем ...

Психологическая и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном процессе. Цели и принципы поведенческой коррекции
Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения ...

Практическая работа по исследованию взаимоотношений родителей и ребенка. Цель исследования
Выявить специфику отношения матери к ребенку, уровень благополучия в семье, а также эмоциональное состояние ребенка. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru