Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями
интеллекта в современных исследованиях. Игра как
психолого-педагогическая категорияСтраница 4
Развитие игры у ребёнка дошкольного возраста происходит от сюжетных игр с открытой ролью, открытой воображаемой ситуацией и скрытым правилом к играм со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытым правилом. Таким образом, игры с правилами вырастают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, а сами правила- из роли.
Отличительная особенность игр с правилами состоит в том, что в них заключена определённая задача. Поэтому развитие игры с правилами выражается « во все большем выделении и осознании игровой задачи».
На основе анализа многочисленных исследований Д.Б. Эльконин [83] выделил две фазы (стадии) развития игры:
· 3-5 лет, характерно то, что «основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий»;
· 4-7 лет, «социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми»;
Детальный анализ игры как феномена в онтогенезе позволил выделить Д.Б. Эльконину [83.с.205] четыре уровня в развитии игры:
Первый уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя её четкое соблюдение значения не имеет. Роли определяются характером действий и не называются детьми. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Дети играют рядом или поодиночке. Они охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Стимулом её возникновения становится игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный ребёнком в игре.
Второй уровень. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Правило ещё явно не вычленяется, но оно уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребёнка). Основные сюжеты - бытовые.
Третий уровень. Основным содержанием игры становится выполнение роли, передающей характер отношений к другим участникам игры. Роли четко обозначены и называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к партнёру по игре, но иногда проявляются и обычные в неигровые отношения. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более развёрнутыми: дети отражают быт, труд взрослых.
Четвёртый уровень. Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнёры по игре. Роли четко определены и названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. Нарушение логики действий отвергается. Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5-6.
В условиях детства сложный механизм игры, включающий в себя на высших стадиях её развития воображаемую ситуацию, ролевое поведение, действия с воображаемыми объектами и предметами-заменителями, формируется постепенно, в тесной связи со всем ходом психического развития.
Вместе с тем тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда она активно формируется и направляется взрослым. Для того чтобы игра действительно осуществляла функции ведущей деятельности, она должна достичь определенного уровня развития.
Исследования психологов и педагогов показывают наличие зависимостей между игрой ребёнка и его умственным развитием. Как отмечает Д. Б. Эльконин, «функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий» [82.с. 113]. Сопоставление этапов формирования умственных действий с периодами развития игровых действий дает основание полагать, что развитие мышления у ребёнка непосредственно связано с игрой. В игре впервые осуществляется переход от действий с реальными предметами к действиям в умственном плане. У детей возникает способность воспроизводить различные стороны действительности при помощи разнообразных условных способов (символов, слов и т.д.). Сформировавшись впервые в игре, функция замещения и обозначения осуществляется в более сложных формах в процессе развития словесно-логического мышления ребёнка (А.Н. Леонтьев [42], Д.Б. Эльконин [82]).
Игра выступает как реальная практика не только смены позиции при взятии на себя роли, но и как практика отношений к партнёру по игре, с точки зрения той роли, которую выполняет партнер. Дело не в том, что в игре развивается или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Именно это изменение и открывает возможность и путь для перехода мышления на новый уровень и формирования новых интеллектуальных операций.
Заключение профессиограммы
В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и(или) практического характера в следующем порядке:
1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.
2. ...
Практическая работа по исследованию взаимоотношений
родителей и ребенка. Цель исследования
Выявить специфику отношения матери к ребенку, уровень благополучия в семье, а также эмоциональное состояние ребенка. ...
Варианты исхода межличностного конфликта
Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй — затрагивает лишь фор ...