Проблема отцовства в современной тувинской семьиСтраница 3
Ко всему этому прибавляется ощущение, что ребенок займет место мужчины в жизни женщины, она становится самодостаточной и получает все, что ей нужно, от ребенка. Страх быть ненужным становится одним из самых мощных переживаний этого периода. Боязнь кардинальных перемен в жизни и потеря свободы маневра в отношениях может даже быть причиной нежелания иметь ребенка.
Важно отметить, что хотя эти страхи могут не осознаваться, но они влияют на поведение мужчины. Позднее проблемы, возникающие во время беременности, приводят к нарушению отношений в диаде «отец — ребенок», а иногда к проблемам в семье. Отец может отказаться от своей экзистенциальной, социализирующей роли и превратиться только в источник материальных благ, если на ранних этапах развития ребенка не возникло никаких чувств. Мужчина может воспринимать ребенка как обязанного любить родителей и без близкой эмоциональной связи. Соответственно, он не будет стремиться к контакту с ребенком. Мужчина также может отказываться общаться с ребенком-младенцем, мотивируя это его возрастом; при этом теряется возможность установления контакта с ребенком. На это могут повлиять установки матери в ее стремлении отстранить мужа от ребенка; тогда и с более взрослым ребенком общение будет нарушено[5].
Таким образом, принятие роли отца оказывает влияние на операциональный аспект ее выполнения и влияет на личностные изменения мужчины. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки человека, однако многие исследования говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней.
Итак, существуют достаточно качественные эмпирические исследования отцовства, однако до сих пор нет теоретической модели отцовства. Изучение отцовства проводится в рамках следующих теорий: а) теория жизненного пути (она ориентирована на исследование того, как мужской опыт отцовства изменяется в связи с различными периодами жизни); б) социальная описательная теория (в ней делается упор на то, что отцы усваивают культурные образцы роли); в) теория социальной идентичности (она сфокусирована на то, как мужчины воспринимают идентичность отца относительно их других социальных ролей).
Самая часто используемая концептуальная модель отцовства — четырехфакторная модель вовлеченности отца, которая включает мотивацию, навыки, социальную поддержку, социальные условия и слишком узка по сравнению с теориями развития, такими как теория Э. Эриксона или теория социальной идентичности.
По нашему предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный (в том числе биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания); операциональный (умения по уходу за ребенком и общение с ним); ценностно-смысловой (отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания). Кроме того, в данную структуру входит сквозной интегральный компонент — оценочный, это: 1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли отца, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального.
Однако отцовство невозможно рассматривать в отрыве от семейной и социальной ситуации. В контексте семьи на взаимоотношения отца и ребенка оказываю г влияние множественные факторы, среди которых на первый план выдвигаются факторы отца, матери и ребенка, факторы отношений матери и отца, а также влияния окружающей среды.
Идентификация с ролью отца, навыки и ответственность оказывают важное влияние на отцовство. Изменчивость индивидуального выполнения функций отца обусловливает два важных момента: а) положительная поддержка матери может помочь мужчине быть более ответственным отцом даже при плохих экономических условиях; б) сильное желание отца, знания и навыки, вероятно, могут преодолеть отрицательное отношение матери, конфликты с ней, а также неблагоприятное влияние среды. Некоторые исследования также показывают, что отношения мужчины с его собственным отцом могут быть фактором, помогающим собственной идентификации в роли отца, через идентификацию со своим отцом или компенсацию его ошибок.
Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позицией школьника. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейш ...
Развитие высшей школы в современном мире
В последнее время в развитых странах система высшего образования интенсивно трансформируется. Существенно меняются цели и задачи высшей школы. Она теперь формирует не только будущую социальную элиту, но и многочисленные слои работников умственного труда для разных сфер экономики, культуры, управления.
По-прежнему сохраняется определе ...
Педагогическая система М.Монтессори в России
Уже к 1909 г. стало ясно, что задуманный и осуществленный Монтессори социально педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне.
Постепенно слава педагога-гуманиста преодолевает границы Италии, и одна за другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании и Голландии ...