Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возрастаСтраница 2
Это своеобразный сплав из двух потребностей - желание занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости и познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Школа предъявляет особые требования к первокласснику. Эти требования можно представить в виде таблицы.
Таблица. Психолого-педагогический статус первоклассника
Параметры психолого-педагогического статуса |
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов. |
1.Познавательная сфера. 1.1.Произвольность психических процессов. |
Высокий уровень учебной активации, самостоятельности. Способность спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по правилу и образцу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи. |
1.2.Уровень развития мышления. |
Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. |
1.3.Сформированность важнейших учебных действий |
Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности Сформированность внутреннего плана умственных действий. |
1.4.Уровень развития речи |
Понимание смысла текста и простых понятий Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи) |
1.5.Уровень развития тонкой моторики |
Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. |
1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности. |
Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение рабочего дня Способность работать в едином темпе со всем классом |
2.Особенности общения и поведения: 2.1.Взаимодействие со сверстниками |
Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем. |
2.2.Взаимодействие с педагогами. |
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. |
2.3.Соблюдение социальных и этических норм. |
Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. |
2.4.Поведенческая саморегуляция. |
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) |
2.5.Активность и автономность поведения. |
Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности. |
3.Особенности мотивационно-личностной сферы: 3.1.Наличие в характере учебной мотивации |
Желание учиться, идти в школу Наличие познавательного или социального мотива учения |
3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе |
Отсутствие выраженных противоречий между -требованиями школы и родителей -требованиями взрослых и возможностями ребенка |
4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. 4.1.Отношение со сверстниками |
Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками |
4.2.Отношение с педагогами |
Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями |
4.3.Отношение к значимой деятельности |
Эмоционально положительное восприятие школы и учения. |
4.4.Отношение к себе. |
Устойчивая положительная самооценка. |
Теоретико-методологический анализ социальной депривации, как фактора
формирования девиантного поведения. Определение
понятия «девиантное поведение» и его основные характеристики
У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.
Под девиантным (лат.deviatio-уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложи ...
Восприятие. Виды, свойства и функции
Рассмотрение восприятия и его свойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так к ...
Анализ и интерпретация результатов исследования
На первом этапе исследования по результатам разработанной анкеты были выделены две группы испытуемых. Первую группу составили те студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает ведущие позиции. Вторую группу составили те студенты, которые самостоятельной работе не придают значения и ограничиваются лишь знаниями, получаем ...