Воспитание подростков в неблагополучных семьяхСтраница 1
В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых "неблагополучных" (проблемных) семей, пораженных смещением моральных ценностей и ориентаций.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.Такие негативные явления как подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция обязаны своим существованием, в первую очередь, проблемам в семье. Неблагополучные семьи - это источник социального сиротства. Немало молодых родителей отдают детей на воспитание в государственные учреждения, лишь изредка навещая их, демонстрируя свои родительские права. А есть и такие, которые не являются даже по вызовам педагогов [14, c.25].
Различают следующие типы неблагополучных семей:
1. педагогически некомпетентная;
2. конфликтная;
3. аморальная;
4. асоциальная.
Педагогически некомпетентная семья. В такой семье наблюдается недостаток педагогических знаний и навыков у родителей, что проявляется в неконструктивном стиле воспитания (либо чрезмерно авторитарном, либо попустительском, либо непредсказуемом - "семь пятниц на неделе"). Родители пользуются практически теми же неэффективными методами воспитания своих детей, какими пользовались их родители. Использовать другие методы воспитания родители либо не умеют, либо не хотят. В результате страдают обе стороны. Авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убеждения приказом, неуважение к личности ребенка, а тем более рукоприкладство ведут к конфликтам между родителями и их взрослыми детьми.
Очевидно, что стиль воспитания, основанный на угрозах и наказаниях, вряд ли будет содействовать развитию здоровой и гармоничной личности. Попустительский стиль - это вообще отсутствие интереса к жизни ребенка, воспитание по принципу "куда кривая выведет". А ведь выводит часто известно куда. Гиперопека также не способствует развитию здоровой личности. Проявление чрезмерной жалости к ребенку, желание все сделать за него, оградить от трудностей приводит к появлению у ребенка эгоизма, неадекватной завышенной самооценки и уровня притязаний. Но хуже всего непредсказуемый стиль (не знаешь, чего ожидать: " то ли кнута, то ли пряника"). В данной семье также часто отсутствует единство требований отца и матери.
Конфликтная семья. В такой семье, как правило, царит атмосфера грубости и несправедливости, а иногда и атмосфера жестокости и насилия. Дети живут в окружении, где скрытый страх, напряжение и тревога присутствуют всегда, но отсутствует стабильная безопасность. Вернуться домой из школы - уже стрессовая ситуация, так как дети никогда не знают, чего ждать дальше. Грубость, крики, ссоры, нередко драки, а иногда преступные действия в пылу эмоций, это то, с чем приходится сталкиваться ребенку. Часто в такой семье ребенок служит средством разрешения супружеских конфликтов.
Аморальная семья. Это семья с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Ради удовольствий, удовлетворения собственных эгоистичных интересов здесь попираются моральные нормы, общечеловеческие ценности. Ребенок перестает понимать, "что такое хорошо и что такое плохо", он создает свою мораль, в основе которой лежит удовольствие и материальная выгода. Здесь же он научается и способам получения удовольствия: алкоголь, развратные действия, проституция, тунеядство - все это в порядке вещей. У таких детей совершенно отсутствует чувство стыда, ведь для достижения своих целей - все средства хороши, т.е. принцип "цель оправдывает средства".
Асоциальная семья. Это семья, где у родителей имеются преступные наклонности. Поэтому рано или поздно ребенок оказывается втянутым в систему преступных манипуляций с их стороны (так как копирует их стереотипы поведения, а в некоторых случаях и мышления). Сначала ребенок учиться оказывать мелкие услуги (например, проникнуть в форточку квартиры, а затем открыть дверь взрослым ворам, постоять в стороне, наблюдая за поведением окружающих, подать сигнал в случае опасности и т.д.). Затем ребенку предлагается самому нарушить закон под присмотром родителей. В случае неподчинения его ждут оскорбления и угрозы лишить возможности ночевать дома.
Мимика
Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения ─ мимику. Мимика играет ведущую роль в передаче информации при общении на близком расстоянии, и яв ...
Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной
деятельности
Вопрос о мотивах деятельности - главный, коренной вопрос ее организации. Именно от них во многом зависит содержание принимаемых целей, состав применяемых способов и общая эффективность деятельности.
Некоторые преподаватели высказывают такую точку зрения: если студент пришел учиться в вуз, у него должен быть интерес к знаниям и стремлен ...
Психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития. Понятие задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс ра ...