Физические и психологические изменения в пожилом возрастеСтраница 1
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию (51 – 65 лет), который постепенно переходит в период старости (от 65 и выше, в некоторой литературе от 71 года и выше).
Это очень трудный период для наших людей, которые обездолены нищенской пенсией, хотя проработали десятки леи и не имеют никаких условий для достойной жизни. А ведь старость может быть спокойной, уверенной, просто экономически достойной.
Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных индивидуальных различий в проявлении признаков старости. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями – например, интеллектуальным и эмоциональным «уходом» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.
Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Нередко пожилой и тем более старый человек становится обидчивым, капризным, скупым, эгоистичным. Ему страшны любые жизненные перемены, он консервативен в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям и одновременно подвержен избирательному внушению. Снижение критичности самоанализа способствует переоценке собственных достоинств и прежних заслуг, вызывает стремление постоянно их подчеркивать. Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, агрессивным или, напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым.
Неприятие окружающей действительности, власть воспоминаний, страх перед будущим усиливают убеждение в том, что все лучшее в прошлом, а настоящее малоценно. Тяготение к прошлому проявляется не только в его восхвалении и постоянных воспоминаниях, но и в выраженной привязанности к старым вещам. Некоторые, напротив, утверждают, что жизнь прошла бесцельно и бессмысленно.
В старости легко возникает тревога, подчас по самому ничтожному поводу. Нередко тревогу вызывает состояние собственного здоровья, тогда старикам кажется, что близкие о них не заботятся. Тревога перерастает в страх, который сменяется унынием и безысходностью. Подобные отрицательные эмоции резко снижают жизненный тонус, что, в свою очередь усугубляет проявление старости.
Пожилой человек, концентрирующий свое внимание на негативных сторонах старения, оказывается в плену представлений, что старение неизбежно связано с монотонным снижением всех функций. В науке такая позиция получила название « обратного развития», а в быту употребляют понятие «впал в детство». В результате такого понимания развития человека он на склоне лет оказывается «обладателем» четырех «Д»:
д
еменции (снижения функций познавательного механизма);
д
епрессии (с симптомами снижения энергетического тонуса, интереса к жизни, появления чувства вины и т.д.);
д
елирия (нарушения функций сознания, уменьшения остроты понимания окружающей обстановки);
д
елюзивного состояния (устойчивых идей бредового характера, чаще всего бреда «ущерба»).
В психологии пожилого человека давно используется понятие эгоистической стагнации, для описания этого унылого и бесцветного увядания. Эгоистическая стагнация – это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Собственное «Я» этого человека замкнулось в плоскости прошлого. Это такое «Я», которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую «Я» реагирует проявлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться, так как без них теряется драгоценная часть «Я».
Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной степени существенных качеств человека – его любви к людям и к жизни или отсутствия таковых. Куда только исчезает былая разговорчивость, превратившаяся в нескончаемую старческую болтовню. Что стало с рассудительностью, почему вместо нее подозрительность? Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью… Неуловимое время прорисовывает далеко не лучшие качества и черты у пожилого человека, попавшего в эгоистическую стагнацию, обусловленную всем ходом развития его предыдущей жизни.
Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Не имея навыков ориентирования в пространстве, нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и средой. Последнее, может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, отношений, познавательной и двигательной деятельности. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно влияет на и физ ...
Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и
оказания психологической помощи детям
Основная цель школьной психологической службы - способствовать психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества, б) возможности активного вмешательства психолога, направленного на обеспече ...
Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой
теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти.
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти и облегчения запоминания.
1. Образование смысло ...