Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатовСтраница 2
* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).
В первый фактор вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, социальная эмоциональность) и межличностного (авторитарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78), подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68), пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь, указывает на развитую и гармоничную структуру интегральной индивидуальности у студентов с первым типом ценностных ориентации, высоко ценящих личную жизнь и личное счастье.
В составе первого фактора оказались следующие качества: сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, стремление к лидерству, общительность, высокая переключаемость, темп и социальный темп, авторитарность и эгоизм. Данный фактор является фактором силы, поскольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм как основные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональности в социальном поведении, снижением чувствительности к оценкам со стороны, критике и чужому мнению.
Высокие показатели социальной эргичности (потребность в социальных контактах, общительность) в данной группе студентов соответствуют типу ценностных ориентации, так как среди значимых ценностей у этих студентов присутствует общение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальной эмоциональности, то есть эмоциональной чувствительности к оценкам окружающих людей, к критике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общения данной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз и является общение с друзьями.
Второй фактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации, имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показатели только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,63), агрессивность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74). На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способности студентов первой группы к доброжелательному отношению в поведении, гибкости при решении проблем, умении расположить к себе человека; противоположный полюс указывает на отрицание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствие подозрительности.
Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности личной жизни обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора), а также выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди вторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитарность и эгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кринке и оценкам со стороны социального окружения.
В первый фактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) и социальный темп (0,61). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторым типом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореализации) развита и гармонична.
Таблица 3. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторым типом ценностных ориентации
Уровень интегральной индивидуальности |
Фактор | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Сила процессов возбуждения |
0,823063* |
-0,124110 |
0,181079 |
0,156664 |
0,008965 |
Сила процессов торможения |
0,004102 |
0,198826 |
0,709119 |
- 0,026709 |
-0,002180 |
Подвижность нервных процессов |
0,772719* |
- 0,269266 |
0,395841 |
- 0,077597 |
-0,076180 |
Эргичность |
0,518082* |
-0,445698 |
0,034221 |
- 0,033882 |
-0,163162 |
Социальная эргичность |
0,571342* |
- 0,096961 |
- 0,024985 |
-0,307119 |
0,090406 |
Пластичность |
0,551621* |
- 0,078684 |
- 0,038202 |
- 0,032985 |
- 0,052002 |
Социальная пластичность |
0,226994 |
-0,367248 |
-0,598164 |
- 0,054941 |
0,249970 |
Темп |
0,775834* |
- 0,334049 |
-0,101986 |
-0,138373 |
- 0,036223 |
Социальный темп |
0,615987* |
-0,333514 |
-0,212948 |
- 0,046861 |
-0,120193 |
Эмоциональность |
-0,556551* |
- 0,480269 |
0,290847 |
- 0,087978 |
0,138132 |
Социальная эмоциональность |
- 0,285459 |
-0,418944 |
0,311345 |
- 0,296306 |
-0,033539 |
Авторитарность |
0,521139* |
- 0,202592 |
0,411835 |
0,304065 |
0,303182 |
Эгоистичность |
0,434293 |
-0,622218* |
0,129487 |
0,462527 |
0,051781 |
Агрессивность |
-0,247130 |
- 0,427434 |
- 0,348384 |
0,235718 |
0,607207 |
Подозрительность |
- 0,434736 |
-0,390717 |
0,199942 |
-0,078653 |
0,467638 |
Подчиняемость |
-0,290184 |
-0,460951 |
-0,049901 |
- 0,639599 |
-0,198221 |
Зависимость |
0,219977 |
0,167701 |
0,282486 |
- 0,390955 |
0,324683 |
Дружелюбие |
0,402470 |
0,711541* |
0,013937 |
-0,320156 |
0,468009 |
Альтруистичность |
0,551427* |
0,557035* |
-0,301599 |
-0,219601 |
0,116538 |
Собственное значение фактора |
4,906708 |
2,952920 |
1,811827 |
1,328527 |
1,201147 |
% объясняемой дисперсии |
0,258248 |
0,155417 |
0,095359 |
0,069922 |
0,063218 |
Составление списка учёных разрабатывавших
конкретную проблему
№ П/п
Ф. И.О. психолога
Годы жизни
Вклад в науку
1.
Дэвид Маккеланд
1917 - 1998
Проводил исследования в области мотивации достижения, использовал методику Г. Мюррея ТАТ, с целью изучения человеческих побуждений.
2.
Генри Александр Мюррей
1893 - 1988
Одним из первых, стал рассматривать мотивы как у ...
Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей
эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников
Выявление взаимосвязи родительского отношения и особенностей эмоционального благополучия, которое включает эмоциональное отношение, эмоциональное принятие и эмоциональное поведение ребенка, было осуществлено с помощью критериев Краскала-Уоллеса и Манна-Уитни.
Нами также было определены достоверные и на уровне тенденций взаимосвязи типо ...
Нарушения, вызывающие СДВГ
Энергоснабжение
Дефицит энергетического снабжения можно наблюдать при энцефалографическом исследовании. Ребёнок сидит с открытыми глазами и выполняет какие-то действия, в соответствии с инструкциями врача.
В это время в электрической активности мозга доминирует "альфа-ритм", то есть мозг "спит".
В норме "альф ...