Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темпераментаСтраница 1
В начале 60-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета под руководством А. Томаса и С. Чесе было начато лонгитюдное исследование темперамента, которое продолжается и в настоящее время. Цели этого исследования состоят в том, чтобы:
1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития; 2) рассмотреть, как особенности темперамента, которые обнаруживаются в самом раннем возрасте, проявляются в дальнейшем в личностных особенностях; 3) выяснить, влияют ли свойства темперамента на адаптацию к социальным условиям в детском и взрослом возрасте, на вероятность появления девиантного (отклоняющегося) поведения и патологических состояний (например, неврозов).
На основании опросников и интервью с родителями, а впоследствии, когда дети достигли подросткового возраста, на основании интервью с самими испытуемыми авторы оценивают 9 свойств темперамента — активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность, интенсивность реакций, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, устойчивость внимания, настойчивость. Особенности поведения, по которым судят о выраженности того или иного свойства темперамента, меняются с возрастом. Содержание этих характеристик у детей в первые годы жизни следующее. Активность — уровень двигательной активности и соотношение периодов двигательной активности и пассивности. Ритмичность (регулярность) — предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями организма, например хочет ли ребенок есть в одно и то же время, легко ли его приучить засыпать в определенное время и т.д. Приближение или удаление — непосредственная реакция на новые стимулы. Приближение проявляется в положительных эмоциях (например, ребенок улыбается, увидев новую игрушку) и в соответствующей двигательной активности (в желании подойти к этой игрушке и взять ее в руки). Противоположная реакция - удаление - характеризуется возникновением отрицательных эмоций на все новое (настороженностью, плачем, испугом) и желанием от этого нового и незнакомого оказаться как можно дальше (оттолкнуть новую игрушку, убежать).
Адаптивность — легкость привыкания к новым или меняющимся условиям. Интенсивность реакций — энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности (насколько интенсивно выражается радость, недовольство). Порог реактивности— уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал, легко ли ребенка рассмешить, легко ли он расстраивается). Настроение — соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности. Отвлекаемость — эффективность действия новых стимулов для изменения поведения (например, когда ребенок плачет, легко ли его успокоить, показав ему что-то интересное). Устойчивость внимания и настойчивость — две взаимосвязанных характеристики, проявляющиеся в том, насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же и склонен ли он продолжать какую-либо деятельность, если возникают трудности в ее осуществлении. При диагностике темперамента у подростков и взрослых большинство свойств темперамента оценивается по аналогичным особенностям поведения. Например, порог реактивности определяется по чувствительности к жаре, холоду, свету, шуму и т.д.; о настроении судят по преобладанию положительных или отрицательных эмоций; интенсивность реакций оценивается по их внешним проявлениям. Иначе говоря, рассматриваются внешне похожие динамические (в терминологии авторов — стилевые) особенности поведения. Однако есть и такие свойства темперамента, содержание которых при диагностике во взрослом возрасте в значительной степени изменяется. Так, о приближении - удалении судят по тому, насколько легко человек вступает в контакт с другими людьми, предпочитает ли проводить свободное время в одиночестве или же в компаниях, то есть, фактически, по степени его общительности. Таким образом, динамические показатели общительности рассматриваются авторами как "взрослый" аналог приближения — удаления.
Тест Тулуз-Пьерона
1. Тренировка выполнения теста
В целях правильного понимания содержания задания первоначально проводится тренировка детей.
Инструкция к тренировочному тесту:
«Ребята, сейчас мы будем работать вот на таких бланках с квадратиками (показать расположение листа).
Найдите слева на листке вот такие два квадратика, какие нарисованы у меня ...
Эмпирическое исследование мотивации самостоятельной работы
студентов-психологов. Описание и обоснование выбора
методов исследования
Целью нашего исследования является выявление мотивации самостоятельной работы студентов-психологов.
Данное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения в вузе и профессиональной подготовки. На втором этапе ...
Правила демонстрации жестов
Культуры предписывают своим членам определённые правила демонстрации, или правила жестового поведения. Они резко различаются по интенсивности жестикуляции (контактные и неконтактные культуры). Например, в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию один раз, итальянец – 80, француз – 120, а мексиканец 180 раз. ...