Психогенетические исследования темперамента
К темпераменту традиционно относят формально - динамические быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, т.е. они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя, опосредованно влияют на нее). Концепции темперамента весьма разнообразны.
Для психогенетического исследования существенны несколько моментов:
1) В разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным, поскольку некоторые особенности поведения, характерные для маленьких детей (например, регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и т.п.), либо отсутствуют, либо имеют совсем иной смысл в более старших возрастах.
2) методы диагностики динамических характеристик - вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую, чем например тесты IQ, статистическую надежность и часто дают разные результаты.
3) Существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера. Хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных случаях определяться не только чертами темперамента, но и, например высокой мотивированностью к данной деятельности, т.е. собственно личностной чертой.
Наследственно заданные свойства принадлежат индивидному уровню, объединяющему сложившиеся в эволюции и в индивидуальном развитии биологические, - в частности, кодированные в геноме, - характеристики индивидуальности. Наследуемость - один из критериев, обязательный для отнесения той или иной психологической черты к темпераменту.
Образование как социокультурный феномен. Тенденции
современной социокультурной ситуации и образование
Ключевые тенденции современной социокультурной ситуации, которые определяют направления развития образования в мире:
• Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторять образ жизни своих родителей, то в современны ...
Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного
внимания
Найди два одинаковых предмета
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.
Описание. Ребенку предлагается:
а) р ...
Психологическая характеристика типов темперамента
Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.
Сензитивность
- наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия ...