Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьниковСтраница 3
Курские психологи в рамках подготовки молодежных лидеров в психологической школе лидеров «Комсорг» изучали мироощущение социально одаренных детей как основы личностной позиции в организаторской деятельности со сверстниками. Была установлена широта духовно-нравственного восприятия мира, гражданская окраска и оптимистически-романтическое видение мира у воспитанников в 1960-80-е годы. Активно-преобразующая составляющая образа мира заметно превосходила пассивно-созерцательную. Становление позитивного мироощущения молодежных лидеров во многом зависело от воспитательных возможностей социальной среды в школе лидеров. Значительные воспитательные возможности социальной среды в психологической школе создавались через формирование высокоразвитых малых групп, обеспечение стратегий сотрудничества в межгрупповом взаимодействии и духовно обогащенной основной организации – коллектива психологов, педагогов и воспитанников-лидеров. Мониторинг мироощущения молодежи в психологической школе с 1960-х годов до 2009 года показал влияние на мироощущение социально одаренных детей макросоциальных факторов, особенно идеологических, что привело к повышению тенденций прагматизма в мироощущении современных воспитанников школы.
Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий.
Проблема самоопределения личности затрагивает не только судьбу любого человека, но и перспективы развития общества в целом. Меняющиеся социально-экономические условия требуют новых ориентиров для нового поколения. Проблемой самоопределения личности в разной степени занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных авторов, прежде всего, хочется выделить представителей психоаналитического (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс), топологического (К. Левин) и прочих направлений в психологии.
Создатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что самоопределение раскрывается через понятие жизненного стиля и способов реализации этого стиля. Цель любого человека – стать ценной и значимой личностью. Для достижения этой цели человек старается компенсировать органическую неполноценность (или чувство неполноценности). Основа личности по А. Адлеру – способность к творчеству, то есть способность формулировать как цели, так и способы их достижения, опирающаяся на индивидуальную концепцию понимания мира каждым человеком.
Согласно взглядам Э. Эриксона, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Все органы и все системы живого существа развиваются в определенные периоды времени и в определенной последовательности. Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться, чтобы человек перешел к следующей стадии. Личность человека развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом. Задача общества, по мнению Э. Эриксона, состоит в том, чтобы предоставлять людям все новые и новые возможности для взаимодействия, при этом пытаться сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность проявления этих возможностей.
В гуманистическом психоанализе Э. Фромма развитие личности человека надо рассматривать как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует данный индивид. Э. Фромм считает, что отдельная личность может быть понята только в свете истории всего человечества. Основной тезис Э. Фромма заключается в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в «ошибку природы». Самосознание порождает отчужденность, неприкаянность, изоляцию. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится вернуться к истокам бытия, соединиться с природой и себе подобными. Здоровый индивидуум обладает лучшей способностью к объединению с миром, в укорененности в нем, в самоидентичности, в приобретении и наличии системы ценностей.
Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков. Поведение как психологическая категория
Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение личности». Определить понятие - значит раскрыть его содержание через род - подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Отклоняющееся поведение - это прежде всего некая форма поведения личности, ему присущи все основны ...
Всё выше обозначенное говорит об
актуальности данной проблемы.
Разработанность данной темы достаточно обширна. В исследованиях Сафоновой Л. В., Беззубика К.В., Абрамовой Г.С. анализируются понятие психосоциальной работы, ее роль и место в современном обществе. В книге Чернецкой А. А. рассматриваются основные функции психосоциальной работы. Сфера применения психосоциальной деятельности раскрывается ...
Современное состояние образования. Мировые
образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство составляют национальные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.
Основные глобальные тенденции развития мирового образования:
• Демократизация образования (обеспечение доступности образования для в ...