Заключение
Страница 1

Процесс развития игровых действий детей в норме значительно отличается от процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми и сверстниками (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева). Но несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский), т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно — воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

При разработке системы игр обучения сюжетно-ролевой игре детей с нарушениями интеллекта мы опирались на положения отечественной дошкольной психологии и педагогики о том, что дошкольный возраст—это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Г.Л. Выготская и др.).

Теоретический анализ проблемы позволил нам проследить развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Было установлено, что как деятельность игра зарождается в период раннего детства, когда ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром. Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, которая является ведущей деятельностью в этом возрасте. С одной стороны, она сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.

Появление сюжетно-ролевой игры связано с рядом условий:

· наличием разнообразных впечатлений от окружающего,

· накоплением предметных игровых действий,

· наличием игрушек, частотой общения с взрослыми.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

· Систематичность проведения;

· Распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

· Подчиненность заданий выбранной цели;

· Чередование и вариативность упражнений;

· Воспитание внимания к речи.

К факторам препятствующим полноценному формированию игровой деятельности, относят следующие:

· воспитание в условиях социальной деривации (относителная социальная деривация присутствовала в жизни детей первой контрольной группы);

· несформированность навыков игры, обусловленная психическим недоразвитием, нарушениями интеллектуальной деятельности;

· отставанием в развитии речи;

В формирующей части исследования, мы постарались учесть все указанные факты.

В ходе проведенного нами констатирующего исследования были выявлены следующие особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта:

· игра не вызывает интереса,

· игра не носит продолжительного характера;

· в процессе игры эти дошкольники действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий;

· у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности.

Перечисленные особенности и определили необходимость направленного педагогического воздействия, главными задачами которого стало:

· формирование навыков игровых действий соответствующих уровню развития детей данной группы.

· формирование и развитие опыта оречевления игровой деятельности.

Для решения поставленных в нашем исследовании задач нами была разработана система сюжетно ролевых игр «Больница». Данная система была выстроена с учётом всех особенностей игровой деятельности изучаемой категории детей. Задания выстраивались по степени возрастания трудностей в сюжетно – ролевой деятельности. Постепенно в игру вводились игрушки – заменители, дети активно вовлекались в освоение игрового пространства. Происходила смена ролевого поведения.

Страницы: 1 2


Развитие внимания в онтогенезе
Ребёнок рождается на свет только с безусловными рефлексами -инстинктами, передающимися по наследству. Л.С. Выготский [4,С. 184] подчеркивал, что первоначальное внимание ребёнка осуществляется при помощи нервных наследственных механизмов, организующих протекание его рефлексов по физиологическому принципу доминанты. Постепенно из множес ...

Оценка восприятия младшего школьника
Восприятие младшего школьника еще слабо дифференцировано, непроизвольно. Неспособность четко выделить части в наблюдаемом объекте, достроить образ до целого по его частям является одной из причин ошибок в написании букв, цифр и др. Своевременное выявление подобных особенностей восприятия будет способствовать планированию коррекционно-пр ...

Особенности самооценки подростка
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru