Заключение
Страница 1

Процесс развития игровых действий детей в норме значительно отличается от процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми и сверстниками (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева). Но несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский), т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно — воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

При разработке системы игр обучения сюжетно-ролевой игре детей с нарушениями интеллекта мы опирались на положения отечественной дошкольной психологии и педагогики о том, что дошкольный возраст—это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Г.Л. Выготская и др.).

Теоретический анализ проблемы позволил нам проследить развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Было установлено, что как деятельность игра зарождается в период раннего детства, когда ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром. Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, которая является ведущей деятельностью в этом возрасте. С одной стороны, она сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.

Появление сюжетно-ролевой игры связано с рядом условий:

· наличием разнообразных впечатлений от окружающего,

· накоплением предметных игровых действий,

· наличием игрушек, частотой общения с взрослыми.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

· Систематичность проведения;

· Распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

· Подчиненность заданий выбранной цели;

· Чередование и вариативность упражнений;

· Воспитание внимания к речи.

К факторам препятствующим полноценному формированию игровой деятельности, относят следующие:

· воспитание в условиях социальной деривации (относителная социальная деривация присутствовала в жизни детей первой контрольной группы);

· несформированность навыков игры, обусловленная психическим недоразвитием, нарушениями интеллектуальной деятельности;

· отставанием в развитии речи;

В формирующей части исследования, мы постарались учесть все указанные факты.

В ходе проведенного нами констатирующего исследования были выявлены следующие особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта:

· игра не вызывает интереса,

· игра не носит продолжительного характера;

· в процессе игры эти дошкольники действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий;

· у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности.

Перечисленные особенности и определили необходимость направленного педагогического воздействия, главными задачами которого стало:

· формирование навыков игровых действий соответствующих уровню развития детей данной группы.

· формирование и развитие опыта оречевления игровой деятельности.

Для решения поставленных в нашем исследовании задач нами была разработана система сюжетно ролевых игр «Больница». Данная система была выстроена с учётом всех особенностей игровой деятельности изучаемой категории детей. Задания выстраивались по степени возрастания трудностей в сюжетно – ролевой деятельности. Постепенно в игру вводились игрушки – заменители, дети активно вовлекались в освоение игрового пространства. Происходила смена ролевого поведения.

Страницы: 1 2


Психологический эксперимент: естественный и лабораторный. Организация экспериментального изучения детей с нарушениями в развитии
Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о ...

Приложения
Приложение 1 Тест «Хороший ли вы друг?». 1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих препятствий: А) расскажите их другим людям Б) расскажите, не называя имени В) оставите при себе 2. Ваш друг часто берёт что-либо взаймы, но иногда не возвращает взятую вещь: сейчас он хотел бы взять дорогой прибор, как вы поступите: А) ...

Хронемика
Хронемика - это использование времени в невербальном ком­муникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприя­тие и использование времени является частью невербального об­щения и весьма существенно отличается в разных культурах [5, 237 с.]. Так, общие собрания в африка ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru